Отопление в Анапе
Главная Русская баня

Русская баня

О русской бане - статьи и полезная информация.

Русская баня — едва ли не самая древняя культура нашего народа, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само зарождение племени славян! Это мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе.
Баня возникла во времена, когда древние славяне были язычниками по своему верованию и поклонялись самым различным богам, поэтому по верованию в банной процедуре как бы соединяются воедино две наиболее сильные природные стихии — огонь, вода, воздух, земля. И наиболее «сильными», следовательно, наиболее почитаемыми были бог солнца и огня и богиня дождя и воды. Центром этого действия был сам человек. Соединяя две этих силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества. Языческий праздник Ивана-Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались «сжечь» зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам.

История Русской бани

История Русской бани уходит своими корнями гораздо глубже, нежели мы можем себе это представить. Почему-то многие иностранные историки, да и отечественные недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости.
В древних летописях XI-XII веков, в которых рассказывается о нравах русичей, сплошь и рядом упоминания о «мыльнях».
Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Еще в договоре с Византией, относится к 907 году, князь специально оговаривал, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только захотят. Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи Киево-Печерской лавры были очень хорошо осведомлены в вопросах медицины. Стремясь развернуть во благо действие бани, монахи стали строить бани для больных и «страждущих». Позже при банях стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси. Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с турецкими купальнями. Русская баня в отличие от них гораздо сильнее воздействует своим паром. Непременный атрибут русской бани — березовый веник — парит тела без остановки. Со стороны кажется, что это не баня, а пытка.
Парятся, взбираясь на полоки, где самая жаркая температура и куда в первую очередь устремляется пар. Баня с печью и трубой - это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.
Олеарий (немецкий ученый 1603—1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,— сообщает Олеарии,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились в любое время, но раз в неделю, по субботам обязательно, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. В тоже время и в общественных - «торговых» банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
После 1917 года в России происходит закат банного дела, из-за того, что после революции началась борьба со старыми традициями, что и семейную баню назвали анахронизмом. В ходу были только общественные бани и то не долго, пока мытье в ваннах и душе не завоевали быт. Но как ни странно, но с возрождением общества и русской индивидуальности начали возрождаться и Русские бани.

Русская баня в сказках и былинах

Практически во всех былинах и сказах мы встречаем упоминания древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Существовали сказания о «мертвой» и «живой» воде, которые повествуют о том, что «мертвая» вода заживляла раны, а чистая «живая» вода обладает целебной силой. Баня считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.
Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением дружественности и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти предания о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, гостю, постучавшемуся в дом, в первую очередь предложат попариться в баньке, а затем предложат стол и постель. Баня в жизни русского человека всегда имела настолько важную роль, что о ней слагали песни, пословицы и поговорки. Баню одухотворяли, считая, что это целый мир заселенный сказочными героями и духами. Предания о «баннике» сохранились до сих пор. Это был дух бани в образе старика, который следил за порядком. Порядочным и правильным помогал в сложную минуту, а тем кто не соблюдал порядки в бане мог и дыму подпустить и кипятком плеснуть.

Иностранцы о русской бане

Русская баня была удивительна для иностранцев, они считали что в банях русские истязают себя. Но многие ученые изучали действие бани на человека, поскольку всегда удивлялись здоровью русского человека и приписывали этот феномен именно бане. Вот, что писал о русской парной бане в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага.
Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.
Англичанин В.Туг - W.Toog, член Императорской академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются положительным влиянием русской бани.
В целом с 1877 по 1911 г. было написано около 30 диссертационных работ о лечебном воздействии русской бани.

Баня по-белому

Как уже упоминалось баня с печью в каменном помещении была известна еще в 1090 году. Это еще раз говорит, что баня с печью и дымоходом была известна еще в древности. В частных подворьях строили деревянный дом чаще бревенчатый, небольшой по размерам. В нем было только одно небольшое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится печь с заложенными в нее камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями. Устройство бань не претерпевало никаких изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Идея-то осталась прежней, но вот ее воплощение изменилось. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка.

Баня по-черному

Длительное время идет спор, что раньше появилось баня по-черному или по-белому. Считается что до появления белых бань, русский народ столетиями топил баньки по-черному. Однако правильнее сказать что обе бани развивались параллельно и самостоятельно. Баня по черному периодически «стимулировалась» налогами в начале на дым, а потом и на саму баню которые проводились с переменным успехом с 15 до середины 18 веков. Баня по-белому в такие периоды гонений отступала и уступала место бане по-черному. Баня по-черному отличается тем, что у не нет печи. А вместо нее очаг с каменной закладкой. Дымохода в такой бане нет. Топили такую баню долго пока не прогреется каменная закладка. После чего баню чистили от сажи и парились.
Баню по черному делали без предбанника. дыма и пара в предбанник.
В одном из углов бани находился очаг, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с очагомстояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости. Дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной. После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее. Парились только после того как прогреется камень, очаг вычищали, баню вымывали.

Парение с Русской печью

В последнее время около 10 лет началось распространение мнения. Что на Руси парились в печах, особенно в степной зоне. Это высказывание внесенное в «историю» не больше чем вброс, поскольку в корне подрывает принципы парения и веничного массажа. Но тем ни менее такой подход к Русской бане был подхвачен некоторыми специалистами банного дела, возможно чтобы разделить мир на банный и не банный (печной).
Предлагаю ознакомится с одним из самое распространенным описанием такого действия:
«Ведь еще задолго до того как появились бани, русичи парились в печках. Как это происходило? Довольно незамысловато, но тем не менее очень остроумно. Использовалось совершенно замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы. Убрав из жерла печи копоть и золу, старались вымыть стены, на поддон настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.
Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда. Вообще этот процесс очень напоминал печение хлеба: словно каравай, «ставили» человека в печь, а когда он «подрумянивался» от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и окунался в реку. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.»
И об этом пишут люди которые изучали физику и физиологию ни как не сопоставляя свои знания с реальностью. Единственно что можно им простить, это то что они никогда не топили Русскую печь и видно поэтому считают ее по пропорциям целого дома.
Так вот к сведению таких историков в степных зонах, на Юге России парились в банях и мылись не в Русских печах, а с Русской печью. В Малороссии. Новороссии, Дону и Кубани существовали малые хаты, в котором стояла Русская печь, но с дополнительным устьем сзади куда и закладывался камень. Был это теплый угол, но баней его не называли, как не называли долго бани баней на севере, а называли «мовней». Мовня от слова мыться. На юге говорили баниться – тоже мыться. Вот от баниться и пошло название бани. Поэтому с юга это название и прижилось уже по всей России.

Поэтому баня существовала так давно, что историки не могут отыскать концы и в первых письменных источниках находят упоминания о ней, но о парении в печах там ничего не упоминается.
Но наших неугомонных «историков» ничего не смущает и они уже вырисовывают целое древо развития бани, вначале в Русской печи, потом баня по-черному, затем баня по-белому. Перевернув все с ног на голову.

Поделиться с друзьями: